ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАНЫЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ"

28.01.2023

В рамках реализации национального проекта «Образование», для учителей МБОУ «СОШ №19» г. Грозного проведен практико-ориентированный семинар на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках», в целях повышение профессиональных компетенций учителей в области формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.

На семинаре были рассмотрены вопросы: - формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся на уроках как основа конкурентоспособности в современном мире; - технология формирующего оценивания (личностные, предметные, метапредметные) в рамках урочной деятельности.Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется. И эта тенденция хорошо знакома поколению родителей, дедушек и бабушек современного школьника: получив богатейший багаж школьных и вузовских знаний, они не всегда знали, как этим распорядиться на практике, как применить знания, полученные в классе, в университетской аудитории в своей профессиональной деятельности. И первые годы после получения аттестата или диплома всегда уходили на то, чтобы «переучиться», «подучиться» своей профессии, уже будучи в неё реально погружённым. Преодоление такого разрыва – также одна из задач функциональной грамотности, которая, как видим, возникла не сегодня, но и в наше время остаётся предельно актуальной.По словам заместителя директора по научно-методической работе Юнусовой Маты Хамидовна: «Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные профессиональные навыки: меняется сам спектр задач, жизненные сферы, социальные отношения, в рамках которых необходимо себя реализовать. Для успешного полноценного функционирования в обществе и нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это и включается в понятие функциональной грамотности. Поэтому педагоги должны находится в постоянном поиске и обновлении своих компетенций».По словам учителя английского языка Асхабовой З.Р.: «Функциональная грамотность – понятие без возраста. Ежедневно все мы сталкиваемся с необходимостью решения нестандартных задач в, казалось бы, обыденных ситуациях, с необходимостью осмыслить информацию для того, чтобы сделать правильный выбор, принять правильное решение. Приведу примеры.Мы знаем все буквы алфавита, умеем складывать слова и читать предложения. Но когда видим смешанный мультизнаковый текст или инструкцию, когда работаем с множественным текстом, теряемся, не справляемся с приёмами шрифтового варьирования, не можем совместить то, что выражено графически и словесно, сопоставить факты; чрезмерно доверяем печатному слову. Сознанием человека, который не привык воспринимать текст целостно, комплексно и критически, легко манипулировать (чем охотно пользуются, например, мошенники, «грамотно» составляющие юридические документы)».Семинар прошел очень продуктивно, и педагоги взяли новые методы и приемы для внедрения в свою работу.